Нужны ли права на скутер
до 50 кубов?
Закон говорит «да», но не всем нужно сразу бежать в ГИБДД
Если вам приходилось в 90-х или начале 2000-х годов ездить на скутере, наверняка помните, что для этого не требовалось наличие прав. Сейчас все иначе.
С 5.11. 2013 в действие вступили изменения в Федеральный закон «О безопасности дорожного движения». В частности, в пункте 1 статьи 25 196-ФЗ (в нем перечислен транспорт, для езды на котором «предоставляется специальное право») с этого момента вводится категория «М». К ней отнесены мопеды и легкие квадрИциклы (не путать с квадрОциклами). И для езды на этом транспорте требуется получение соответствующего ВУ.
А причем здесь скутеры?
Если «проштудировать» ПДД, 196-ФЗ и другие руководящие документы, то такого понятия как «скутер» ни в одном из них вы не найдете.
Выходит, что и права на него не нужны, раз такое ТС нигде не упоминается?
Конечно же, нужны. То, что мы привыкли называть скутером, по всем параметрам подходит под определение мопеда.

Если обратиться к пункту 1.2 ПДД («Основные понятия и определения») и найти там термин «Мопед», вы поймете, что все это относится и к скутерам:

  • Это 2- или 3-колесное механическое средство? Да (скутеры тоже бывают на 3 колесах).
  • Объем его мотора не более 50 см3. Да.
  • Конструктивная максимальная скорость не более 50 км/ч. Да.
Кстати, если у вас электроскутер с движком мощностью от 0.25 до 4 кВт, он тоже относится к категории мопедов со всеми вытекающими…
Выходит, что и права на него не нужны, раз такое ТС нигде не упоминается?
Если взглянуть на одометры некоторых скутеров, могут возникнут сомнения по поводу того, относятся ли они к мопедам. У подавляющего большинства моделей на спидометре указана максимальная цифра 60 км/ч. Есть и скутеры, у которых она еще больше. Например, у Irbis LX50 «нарисовано» 75 км/ч.

Важно понимать, что к конструктивной скорости эти цифры никак на относятся. Она определяется производителем техники и указывается в спецификациях. Можете быть уверены, если у вашего скутера объем ДВС не более 50 куб. см, то и максимальная скорость, указанная производителем, будет не более 50 км/ч (за очень редким исключением – но такую технику на нашем рынке найти крайне сложно). Производители же тоже не дураки. И они не будут ставить под угрозу продажи из-за привлечения покупателей максимальной скоростью.
Какие права требуются на скутер до 50 куб. см, кому нужно и можно их получить
Право управления скутерами с мотором до 50 см3 дает ВУ категории M.

Стать его обладателем можно с 16 лет. Для этого требуется обучение в авто- или мотошколе и сдача соответствующего квалификационного экзамена. Некоторые учебные заведения берут на обучение с 14 лет. Но допуск к экзаменам все равно возможен только по достижении 16-летнего возраста.

Кому не нужны права на скутер
Если у вас есть права категории А и «старше», отдельно получать ВУ на скутер не нужно. Убедиться в этом можно, ознакомившись с пунктом 7 ст. 25 196-ФЗ.

Т.е. мотоциклистам, автомобилистам, водителям автобусов, большегрузов и пр. можно смело садиться за руль скутера.

А вот обладателям удостоверения тракториста-машиниста не стоит расслабляться. Если кроме него у вас нет ВУ категории А и «старше», получить права категории М на скутер придется. Не верите? Смотрите тот же пункт (7 ст. 25 196-ФЗ) – удостоверения тракториста-машиниста там и в помине нет.
Какие еще документы, помимо прав, нужны скутеристу
Ставить на учет и страховать такое транспортное средство не нужно. Не верите? Откройте п. 2.1.1 главы 2 «Общие обязанности водителей». Там вы найдете пометку «кроме мопедов». Оно и понятно, ведь ПТС для данного типа техники не предусмотрено.

Опыт скутеристов показывает, что помимо ВУ М-категории, сотрудники ГИБДД проверяют еще и право собственности на технику. Договора купли-продажи будет более чем достаточно.

В общем, если вы решили пополнить ряды скутеристов, знайте – права на эту технику обязательны. При наличии ВУ А и более «старших» категорий можно смело садиться за руль. Если же у вас его нет, придется получать водительское удостоверение.